Никола Себастиан Шамфор

Человек бедный, но независимый состоит на побегушках только у собственной нужды; человек богатый, но зависимый - на побегушках у другого человека, а то и у нескольких сразу.
Богаче всех человек бережливый, беднее всех скряга.
Удачен лишь разумный брак, увлекателен лишь безрассудный. Любой другой построен на надменном расчете.
Из всего, что говорилось о браке и безбрачии, всего разумней и справедливей следующее замечание; "Что из двух ни выберешь, все равно пожалеешь".
И в браке и в безбрачии есть свои недостатки; из этих двух состояний предпочтительней то, которое еще возможно исправить.
Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем.
Сперва любовь, потом брак: сперва пламя, потом дым.
Деспотичное правление – это такой порядок вещей, при котором властвующий низок, а подвластный унижен.
Хороший вкус, такт и воспитанность связаны между собой куда теснее, чем желательно считать. Такт - это хороший вкус в поведении и манере держать себя, а воспитанность - хороший вкус в беседе и речах.
В основе большинства безумств лежит глупость.
Даже лишившись должности — будь то портфель министра или место старшего письмоводителя, глупец сохраняет всю свою спесь и нелепое чванство.
Нужно уметь делать те глупости, которых требует от нас наша природа.
Любовь - милое безумие; честолюбие - опасная глупость.
Беда тому, кто умен, но не наделен при этом сильным характером.
Обстоятельства, ставшие причиной первых моих горестей, послужили мне броней против всех остальных.
Деловые люди поддерживают Францию так же, как веревка повешенного.
В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах - такими, какие они есть.
Глубокое равнодушие, с которым люди относятся к добродетели, кажется мне более возмутительным, чем порок.
В основе добродетельных поступков и готовности жертвовать своими интересами и самим собою лежат потребность благородной души, великодушие сердца и, в какой-то степени, эгоизм сильной натуры.
И дурные люди совершают иногда хорошие поступки: они словно хотят проверить, впрямь ли это так приятно, как утверждают люди порядочные.
Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают.
Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным.
Добродетель, как и здоровье, нельзя назвать высшим благом. Она не столько благо, сколько его местонахождение. Стремиться к добродетели нужно главным образом потому, что она - полная противоположность пороку.
Быть может, чтобы вполне оценить дружбу, нужно сперва пережить любовь.
Имеются три вида друзей: друзья, которые вас любят, друзья, которые к вам безразличны, и друзья, которые вас ненавидят.
Люди извращают свою душу, совесть, разум точно так же, как портят себе желудок.
Как не пожелать, чтобы негодяй был ленивцем, а глупец - молчальником!
Одна умная женщина бросила мне как-то фразу, которая, возможно, проливает свет на природу слабого пола: "Когда женщина выбирает себе любовника, ей не так важно нравится ли он ей, как нравится ли он другим женщинам".
Что такое любовница? Женщина, возле которой забываешь то, что знал назубок, иными словами, все недостатки ее пола.
Без женщины начало нашей жизни было бы лишено поддержки, середина - удовольствия и конец - утешения.